В соответствии с п. 1 статьи 28 Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.
Общеобразовательные организации с учетом имеющихся условий определяют односменный и двусменный режим работы, а также самостоятельно устанавливают 6- или 5-дневный режим учебной недели в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы.
Режим учебной недели может быть установлен в одной общеобразовательной организации для отдельных классов разный: для одних - 6-дневный, для других - 5-дневный с учетом особенностей учебного плана, ученического коллектива, запросов родителей и другого.
С целью привлечения к участию в управлении общеобразовательной организации родительской общественности общеобразовательная организация вправе обсуждать вопросы реализации основной образовательной программы, преимуществ и рисков, связанных с 6- и 5-дневной учебной неделей, с родителями (законными представителями).
В соответствии с п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Вместе с тем задача перевода всех школ на односменный режим работы будет поэтапно решаться. По поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования и науки Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2015 – 2025 годы», предусматривающий поэтапное решение поставленной задачи:
I этап (2015-2020 годы) – переход 1-4 и 10-11(12) классов на обучение в одну смену;
II этап (2021-2025 годы) – переход 5-9 классов на обучение в одну смену.